Федеральный институт педагогических измерений опубликовал подробные методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения/изложения в школе. В документе также описан порядок проведения и подготовки к экзамену. Наконец, что немаловажно, в нем же приведены фрагменты конкретных сочинений школьников с разбором работ по тому или иному критерию. Рассмотрим основные моменты.
Для начала напомним, итоговое сочинение (изложение для отдельных групп ребят, в первую очередь, имеющих ограниченные возможности здоровья) будет проводиться 3 декабря. Оно является допуском к ЕГЭ. В школе сочинение будут оцениваться по системе зачет/незачет. Существует пять критериев оценки сочинения (в скобках приведены критерии оценивания изложения): соответствие теме (содержание изложения), аргументация/привлечение литературного материала (логичность изложения), композиция и логика рассуждения (использование элементов исходного стиля), качество письменной речи, грамотность.
Для того чтобы работа была оценена положительно, важно получить зачет по трем критериям, причем по первым двум обязательно. Однако, для зачета в целом за сочинение (изложение) этого недостаточно. Также должен быть выдержан объем (сочинение – не менее 250 слов, изложение – не менее 150 слов) и, что важно, текст должен быть написан самостоятельно. Так, к примеру, если тексты работ школьников будут совпадать друг с другом более чем на 50%, зачета ребятам не видать. Темы неизвестны, но…
Темы сочинений, действительно, не разглашаются практически вплоть до момента написания оных. Только за 20 минут до проведения экзамена их направят в региональные центры обработки информации по закрытым каналам связи для публикации на информационных ресурсах. За 15 минут до начала, темы опубликуют также сайтах ege.edu.ru и fipi.ru.
Однако, названы пять тематических направлений, а в рекомендациях даны и комментарии к ним, что по идее должно значительно облегчить подготовку к написанию.
Так, первое — «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова) . Темы сочинений будут сформулированы на материале творчества Михаила Лермонтова. Они будут нацеливать школьника на размышления о своеобразии творчества поэта, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п.
Второе – «Вопросы, заданные человечеству войной». Эти темы сориентируют ребят на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне.
Третье – «Человек и природа в отечественной и мировой литературе». Эти темы предложат поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы.
Четвертое – «Спор поколений: вместе и врозь» . Выпускникам предстоит порассуждать о семейных ценностях, проблемах взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и прочих гранях.
Наконец, пятое, «Чем люди живы?» , предполагает рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия.
Естественно, все рассуждения должны будут иметь опору на произведения отечественной и/или мировой литературы. При этом, уточняется в рекомендациях, опора «подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с тематикой и проблематикой произведения, системой персонажей и т.д.»
Таким образом, несмотря на то, что конкретные темы сочинений еще не названы, есть возможность сориентироваться в произведениях, которые можно использовать в том или ином направлении. Критерии оценки сочинения Теперь о том, как, собственно, текст ученика будет оцениваться. Важнейшим разработчики называют первый критерий, соответствие теме. Выпускник должен откликнуться на предложенную задачу, избежать ее подмены, выбрать свой путь рассуждения, сформулировав тезисы, которые предстоит аргументировано раскрыть.
Второй, аргументация и привлечение литературного материала, не менее важен, ведь он также непосредственно влияет на оценку работы в целом. Приводя примеры конкретных работ школьников, эксперты дают понять, что не слишком приветствуется схематичность трактовки образов, упрощенность, важно понимание и осмысление учеником произведения. Литературный материал не должен быть привлечен лишь формально, с его помощью нужно действительно аргументировать тезис.
Что касается третьего критерия, композиции и логики рассуждения. Здесь важна стройность и целостность композиции: вступление, тезисно-доказательная часть, заключение… Не стоит отклоняться от заявленной темы.
По четвертому и пятому критериям (качество письменной речи и грамотность) также все ясно: приветствуется богатство лексики, разнообразие синтаксических конструкций, стоит избегать неудачных словоупотреблений, избыточных усложнений фразы, однотипных конструкций, речевых штампов и пр.. и, конечно, грамматических и орфографических ошибок.
Естественно, в данном тексте мы затронули лишь небольшую часть рекомендаций, опубликованных ФИПИ к предстоящему сочинению. Всего документ насчитывает 86 страниц, с которыми, конечно, ознакомится каждый учитель-словесник (найти их можно на сайте института).
При этом, в них приведены 14 фрагментов сочинений и два полных текста, всего 16 примеров (не считая изложения). Из них лишь единицы оценены отрицательно: при наличии некоторых явных недостатков разработчики все равно указывают на положительные стороны работы, которые позволяют поставить зачет. Поэтому в заключение мы просто процитируем фрагмент сочинения из рекомендаций, по всем параметрам получившего незачет, в качестве примера, как писать не надо (пунктуация и орфография сохранены в авторском варианте).
Мечта уводит от жизни или ведет по жизненному пути? Что есть мечта? Мечта это то, что есть у каждова некоторые ее скрывают другие постоянно твердят, но мечта лиш дает нам шанс на чтото надеятся. Как написано в стихотворении «Мир не изменится» Ты закрыл глаза Сжег свои мосты Как наш мир далек От твоей мечты Это говорит о том, что мечта уводит нас от реальной жизни и строит внутри каждого другой совершенный мир. Как бы ты не мечтал просто сидя на месте мы ничего не изменим. Стихотворение говорит о том, что мечта пусть иногда и уводит человека в свой внутренний мир. Но ты живеш здесь и сейчас и тебе надо стараться чтоб этот мир стал твоей мечтой. Если ты идеш по жизни и знаеш вериш в мечту то в конечном итоге у тебя все будет хорошо. Мечта вляет на каждого человека по своему и все зависит лиш от того кто управляет твоей жизнью ты или нечто другое ведет тебя по этапу пути. Надо иметь такую грань между реальным миром и иллюзорным. Ты должен знать всегда что ты хочеш и идти к этому. Мечты мечтай, но не забывай что жизнь одна и она хрупкая. Хочется красивый логичный вывод по вопросу «Мечта уводит от жизни или ведет по жизненному пути?». Все зависит от самого человека сможет он менять этот мир или будет жить в своей мечте. Давать ответ под каждова человека нельзя ведь все люди уникальны.